Рабочая программа кружка "Мастерская слова"

Муниципальное автономное общеобразовательное

учреждение города Ростова-на-Дону

«Гимназия № 52 имени Александра Ароновича Печерского»

(МАОУ «Гимназия №52»)

 

 

 

Рабочая программа кружка

«Мастерская слова»

Развитие речи и детского речевого творчества

в школьном лагере с дневным пребыванием

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023

 

Содержание

 

 

1. Пояснительная записка                                                                          3                     

 

2. Содержание курса                                                                                   7

 

3. Требования к уровню усвоения курса                                                  8                     

 

4. Тематическое планирование курса                                                       10

 

5. Терминологический словарь                                                                 12

 

6. Литература                                                                                               13

 

7. Приложение                                                                                            14

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Процесс глубоких перемен, происходящих в образовании, выдвигает приоритетной проблему творчества, развития творческого мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающегося неповторимостью, оригинальностью, способностью ориентироваться в многообразии окружающего мира. Одна из центральных проблем в современной методике начального обучения – это языковое образование и речевое развития младшего школьника.

Язык – орудие познания и главное средство общения, и только хорошо владея всеми его богатствами, дающими ключ к познанию и знанию, человек говорящий осознает себя полноценной личностью.

«Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получает навык распоряжаться им свободно в изустной или письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении всякого другого предмета», - подчеркивал К. Д. Ушинский.

Прошло много времени с тех пор, как были написаны эти строчки, но актуальность их не пропадает: через развитие устной и письменной речи к познанию всех наук.

Развитие речи ребенка – один из общих показателей развития личности, наряду с развитием нравственным, духовным, интеллектуальным – это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Речевая способность является первоосновой любой деятельности человека.

В учебных планах школ отдельной графой уроки развития речи не значатся. Их проведение рекомендовано наряду с уроками изучения языковой теории, с уроками обучения правописанию и литературного чтения. Педагогический опыт и практика работы в школе показывают, что наиболее слабым звеном в системе обучения русскому языку, к сожалению, является работа по развитию связной речи. В современных учебниках нередко отсутствует система заданий и специальных упражнений, позволяющих развивать все виды речевой деятельности школьников, а также умение детей свободно пользоваться русский языком в различных ситуациях общения.

Для формирования личностных качеств школьника-креативности, готовности к нестандартным решениям, к созиданию необходима система сочетания учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активностью.

Начинать приближение к современному речевому идеалу необходимо в первую очередь на уроках обучения грамоте, включая работу над развитием речевого аппарата:

1)      развитие фонематического слуха;

2)      выработка умения устойчивого произношения звуков в словах;

3)      развитие у детей эмоциональной выразительной речи;

4)       постановку правильного дыхания при произношении звуков, слов, фраз, предложений.

 

Цели курса:

- Углубленное изучение программного материала по русскому языку и литературному чтению, формированию интереса и стремления к познанию родного русского языка.

- Овладение системой языкового образования и речевое развитие младших школьников, оказывающее благотворное влияние на развитие личности, полноценно владеющей речью во всех ее формах (чтение, письмо, говорение, слушание)

- Развитие умений и навыков адекватного коммуникативного поведения, нравственных, эстетических, этических, социально-значимых качеств личности школьника.

- Развитие творческого воображения, логического, критического, гибкого мышления и литературных способностей детей.

Программный материал разделен на 4 модуля:

1)      Речь и речевая деятельность.

2)      Речевые жанры.

3)      Культура общения.

4)      Речевое творчество детей

 

Факультатив представляет собой курс межпредметной интеграции (русский язык, литературное чтение, окружающий мир, краеведение). Каждое занятие включает творческие и коммуникативные задания.

Изучение программного материала строится по концентрической системе. Ступенчатое построение материала при концентрической структуре основывается на объективных законах усвоения знаний детьми.

 

Обучение основывается на следующих педагогических принципах:

- личностно ориентированного подхода;

- учение без принуждения, обучение с увлечением;

- сотрудничества и взаимопомощи между учениками;

- от практики – к теории и опять к практике;

- научности и доступности;

- исследование, творчество, поиск – залог успеха.

 

      Для реализации поставленных целей необходимо соблюдение следующих условий:

1)      свободная атмосфера в классе;

2)      доверие и уважение к ученикам, предоставление самостоятельности в познавательной деятельности;

3)      внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью, к его способностям;

4)      высокий уровень познавательных интересов, внимание учителя к мотивации учения, решение субъективно-творческих задач при изучении новых тем.

      Для проведения занятий актуальны игровые, коммуникативные, исследовательские (проблемно-поисковые) технологии.

 

      Ведущие методы обучения: деятельностный, частично-поисковый, проблемного изложения, исследовательский, эвристический, учебный диалог и дискуссия, общения (обучение в содружестве, взаимообучение, работа в парах и группах сменного состава), способствующие развитию творческих способностей.

      Для проведения курса речевого развития  используются нетрадиционные формы обучения: путешествие, турнир, спектакль,  ярмарка, конкурс, телепередача, конференция, диспут, праздник, творческая мастерская слова, исследование, театрализованные представления и коллективно - творческие дела, интеллектуально – творческие игры, деловые, сюжетно-ролевые, познавательные игры, творческие и исследовательские мини-проекты, выставки, концерты, аукционы, экскурсии, соревнования, олимпиады, викторины.

      Помогают постигать науку общения и творчества произведения художественной литературы, устного народного творчества, живопись, музыка, окружающая природа.

 

Задачи подготовительного этапа:

1.                  Учить детей слушать и слышать говорящего и себя, развивать речевой и фонематический слух, слуховую память.

2.                  Вырабатывать умение устойчивого произношения звуков в словах, добиваться чистоты и правильности произношения.

3.                  Учить детей управлять своим голосом, своими чувствами, развивать эмоциональную и выразительную речь, артистические способности.

4.                  Расширять кругозор детей, уточнять, обогащать, активизировать словарный запас. Ознакомить с элементами теории речеведения (текст, виды текстов, структура).

5.                  Помочь детям осмыслить их речевую практику, организовать активную речевую деятельность для овладения умением общаться.

6.                  Формировать навыки речевого этикета, культуры общения и культуры поведения. Обогащать речь ребенка словами, оборотами, конструкциями, необходимыми в повседневном общении с людьми, воспитывать внимательное, вдумчивое отношение к их употреблению, умению выбирать языковые средства, уместные в конкретной ситуации.

7.                   Создать в детском коллективе атмосферу созидания и творчества, помочь раскрыться способностям каждого ученика.

Развивать самостоятельность, активность, инициативу, стремление к познанию и творческому использованию жизненного опыта ребенка.

 

Задачи основного этапа

1.                  Развивать школьника, как личность, полноценно владеющей устной и письменной речью, на её основе развивать интеллектуальную, эмоциональную, практическую деятельность.

2.      Учить анализировать, сравнивать, выделять главное, доказывать свою точку зрения, исследовать законы языка и речевой деятельности, оценивать общение и речь, создавать тексты (повествование, описание, размышление), речевые жанры (этикетные диалоги, выдуманные рассказы, сказки и рассказы, реально существующие), составлять план текста в разной речевой форме (3 класс), сложный план, учить выборочному, сжатому пересказу с творческим заданием.

3.                  Учить восприятию духовно-эстетических ценностей, заключенных в звуках родного языка, в русском народном творчестве, в произведениях детских писателей и поэтов.

4.                  Обогащать и активизировать словарный запас, учить понимать язык, думать над ним и творить на нем, связывать воедино грамматический и речевой аспект обучения родному языку.

5.                  Формировать интерес и познавательную активность, мотивацию творческой деятельности, развивать творческие способности личности в процессе усвоения диалогической и монологической речи, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме.

6.                  Вооружать учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета и общения, норм культуры речи, воспитывать уважение, чуткое, доброжелательное отношение друг к другу.

7.                  Обучить основным правилам и приёмам эффективного коммуникативного поведения в различных ситуациях.

8.                  Научить учащихся осмысливать свою и чужую коммуникативную практику, развивать внимание к собственной речи и речи собеседника, умение анализировать собственное коммуникативное поведение и конструктивно вести себя, выбирать пути оптимизации речевой деятельности.

Речевые идеи

 

1.                   «Школа – это мир детства, радости и надежд, где благодатная почва для творческой деятельности, где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра». (М.Р. Львов)

2.                   «Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха». (В.А. Сухомлинский)

3.                  «Чтение - один из истоков мышления и умственного развития». (В.С. Сухомлинский)

4.                  «Деятельность - единственный путь к знанию». (Бернард Шоу)

5.                  Красив тот, кто красиво поступает.

Содержание

 

Тема

Количество часов

Модуль 1

Речь и речевая деятельность.

11

 

Модуль 2

Речевые жанры.

8

 

Модуль 3

Культура общения

6

 

Модуль 4

Речевое творчество детей.

9

 

 

Требования к уровню усвоения курса.

 

К концу второго года обучения учащиеся должны уметь:

 

Ø  определять тему, основную мысль текста, выделять основные части текста, заголовок, распознавать виды тестов, составлять план.

Ø  подробно передавать содержание художественного текста, сказки в устной форме, составлять элементарное описание, повествовательный текст, писать изложение.

Ø  уметь распределять роли в совместной учебной работе, слушать друг друга, высказывать свои мысли грамотно и последовательно, отвечать на вопросы по существу.

Ø  уметь употреблять слова и обороты, конструкции, необходимые в повседневном общении с людьми; уметь выбирать языковые средства, уместные в конкретной ситуации.

Ø  выполнять речевые задания творческого характера, исследовать, изобретать, конструировать, исполнять роли, драматизировать, декламировать,  импровизировать.

 

 

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

-          у детей развивается связная речь;

-          развивается логическое мышление;

-          формируются гармоничные отношения со взрослыми и сверстниками.

Занятия должны убедить учащихся в том, что их знания в области русского языка недостаточны для того, чтобы уметь пользоваться русским словом во всём богатстве и разнообразии его проявлений, что язык неисчерпаем, как сама жизнь. Школьники должны понять, что русский язык надо учить постоянно для того, чтобы понимать окружающую нас действительность и принимать в жизни активное участие.

 

тематическое планирование кружка

«Мастерская слова»

Тема программы

Тема для ученика Речевые идеи

Форма проведения и средства обучения

Кол-во

часов

  1. 1.

Язык и речь. Речь – средство передачи мыслей и чувств.

 

Познаем, запоминаем, думаем, размышляем.

Беседа с элементами игры.

Работа в группах и парах.

 

1

  1. 2.

Речь устная (говорение, слушание) и письменная (чтение, письмо). Свойства устной речи (темп и громкость).

Учимся слушать, говорить легко и свободно.

Беседа - диалог.

Импровизация речевых ситуаций. Игра «Бой скороговорок».

1

  1. 3.

Детское словотворчество. Толкование слова, словоупотребление.

Учимся размышлять, исследовать, конструировать слова.

Н.М. Неусыпова «Толковый словарик русского языка». Игровые и творческие задания по толкованию слов.

1

  1. 4.

уcтное народное творчество Малые фольклорные жанры

Познаём,

Исследуем,

открываем малые фольклорные жанры

Сборник детского фольклора «Чудесный короб». Конкурсная игровая программа с творческими заданиями.

(Презентация)

1

  1. 5.

Устное народное творчество. Малые фольклорные жанры.

 

Исследуем потешки, небылицы, загадки, игры, считалки, песни, прибаутки, скороговорки, пословицы, поговорки.

Ярмарка малых фольклорных жанров. Сюжетно- ролевая игра с творческими заданиями.

1

  1. 33.

Речевой жанр-загадка. Структура загадки. Загадки народные и авторские.

Учимся исследовать, разгадывать и составлять загадки.

Путешествие по стране загадок. Конкурс загадок составленных детьми.

1

  1. 6.

Письменная речь. Структура, тема и заголовок текста.

Учимся работать с текстом.

Практикум с элементами деловой игры.

1

  1. 7.

В мире текстов.

Текст описание, повествование, размышление.

Учимся распознавать, сравнивать тексты.

 

Практикум с игровыми заданиями.

1

  1. 8.

План и конструирование повествовательного текста.

Учимся исследовать и конструировать тексты.

Творческая работа в мини-группах и парах.

 

 

 

1

  1. 9.

«Чтение - вот лучшее учение». Чтение художественных текстов.

Учимся читать и понимать прочитанное.

Игра «Почемучки, отвечайте и спрашивайте!» Игра-викторина. (Презентация)

 

1

  1. 10.

Подробный пересказ повествовательного текста

«Умеем ли мы читать, чтобы вершки не хватать?»

Составление памятки «Как работать с текстом? Коллективное составление плана.

 

1

  1. 11.

Тема текста. Основная мысль текста.

Учимся находить основную мысль и тему текста.

Прогнозирование содержания текста по заголовку, по данному плану, по рисункам В.Г. Сутеева.

 

1

  1. 12.

Русская народная сказка.

«В гостях у сестёр - присказок, братье - зачинов и подружек- концовок»

Беседа - диалог, игра – викторина, драматизация сказки «Зайкина избушка»

1

  1. 13.

Особенности языка русских народных сказок.

Составляем словарь языка народных сказок.

Практикум с элементами исследования и ролевой игры.

 

 

1

  1. 14.

«В мире сказок». Сказки волшебные, бытовые, о животных.

Учимся подробному пересказу сказки.

Конкурс сказочников и выставка рисунков «По дорогам сказок», самостоятельное составление плана.

 

1

  1. 15.

Волшебный мир сказок

«Учимся мечтать выдумывать фантазировать.

Работа в творческих мини- группах. Составление сказок по началу, концу, по иллюстрации, по опорным словам и словосочетаниям.

 

1

  1. 16.

«Что за чудо эти сказки»

«Мы - великие сказочники.

Конкурс на лучшего сказочника   «Сочиняю сказку я» Иллюстрирование  сказки.

 

1

  1. 17.

Культура общения и манера поведения.

 Учимся быть  вежливыми.

В. Берестов «Аист и соловей», С. Маршак «Вежливое слово», А. Барто «Вовка - добрая душа». Обсуждение художественных произведений и анализ речевых ситуаций. (Презентация)

 

1

  1. 18.

Культура поведения и общения в школе.

«Стать добрым волшебником ну-ка попробуй!»

Творческая театрализованная игра «Спасем колобка»

 А. Шибаев «Дорогие слова»

1

  1. 19.

Культура поведения и общения в общественных местах.

Учимся культуре поведения в общественных местах .

Прогулка по городу Вежливости: улица Грубиянов, Драчливая, Уважительная,

проспект Добрых дел,

 ст. Культурная

1

  1. 20.

Культура поведения и общения дома и в гостях.

Учимся  культуре поведения дома и в гостях. Твой долг любить и уважать родителей – отца и мать.

Беседа- диалог с разыгрыванием жизненных ситуаций. Э.Успенский «Самый вежливый». Конкурс «Самый вежливый!».

 

 

 

1

  1. 21.

Этикет поведения и общения

Учимся правилам и приемам эффективного  коммуникативного общения

Игровая театрализованная  программа для детей и родителей «Вместе дружная семья»

1

  1. 22.

Выразительные средства языка. Логическое ударение в повествовательных, восклицательных, вопросительных предложениях.

Учимся строить предложения повествовательные, восклицательные, вопросительные.

 Диалог с игровыми ситуациями. Работа в парах. Импровизация

скороговорок и потешек  Театр-экспромт.

1

  1. 23.

Выразительные средства языка. Интонация голоса, темп, громкость.

Учимся выразительной и правильной  речи.

Инсценирование речевых ситуаций, стихов, чистоговорок. Работа в творческих группах.

 

1

  1. 24.

Выразительные средства языка. Тон и тембр.

Учимся выражать свое отношение.

Игра «Узнай по голосу! Громко-тихо» Импровизация речевых ситуаций. Хоровая декламация стихов А. Барто.

 

1

  1. 25.

Актерское мастерство.

«Мы – актёры театра!»

Сказка в стихах «Сорока-белобока» - мини-спектакль. Конкурс актеров

 

1

  1. 26.

Языковые игры (игротека)

Учимся правилам коллективной игры, составляем игротеку.

Игры со словами: Поле Чудес. Палиндром. Ребусы. Шарады. Словесное лото (одно из двух, из одного-много)

 

1

  1. 9

Литературный жанр - стихотворение. Лирические и  эпические стихи.

Учимся выразительно читать, размышлять и понимать стихотворение

Конкурс на лучшего чтеца стихов

 С. Маршака, С. Михалкова,

А. Барто, Е. Благининой,

 Б. Заходера, Л. Акима

 В. Берестова. К.И. Чуковского.

1

  1. 28.

«Выразительная речь- это искусство!»

Учимся драматизации стихотворения.

Создание мини- спектакля по стихам

Б. Заходера «Вредный кот»

 «Не везёт!» «Петя мечтает» Динамическая игра .Ю. Мориц «Попрыгать-поиграть»

 

1

  1. 29.

 Стихотворение. Рифма

Учимся наблюдать, сравнивать, исследовать стихи.

 Чтение и обсуждение

 Рассказа Б. Шергина «Рифма». Игра «Подбери рифму» «Доскажи словечко»

1

  1. 30.

Двустишье. Построение двустишья. Рифма.

Учимся построению двустишья у К.И. Чуковского. Составляем словарь рифм.

 К.И. Чуковский «Радость» и «Федорино горе», игра «Найди рифмы», загадки с рифмой-подсказкой  Словарь рифм.

 

1

  1. 31.

Четверостишье. Рифма. Лимерики. Ритм. Ударение.

Учимся подбирать рифму и сочинять четверостишья.

Исследование сказки К. И. Чуковского «Путаница». Игра «Ералаш». Словарь рифм.

(Презентация)

 

1

  1. 32.

Поэзия в словах.

Учимся сочинять стихи.

Творческая мастерская слова.

-вставь пропущенные слова,

фразы в стихотворениях;

-собери двустишие из слов

-найди рифму

-составь из фраз, двустиший стихотворение;

 

1

  1. 34.

Праздник вежливых и творческих ребят.

Многому учились, а чему научились.

Творческий отчет второклассников. Интеллектуальный марафон.

1

 

 

 

Терминологический словарь

 

Антонимы(от анти... и ónyma — имя), слова с взаимопротивоположными значениями, служащие для обозначения контрастных явлений, например "тихий" — "громкий"

 

Ли́мерик — форма короткого юмористического стихотворения, появившегося в Великобритании, основанного на обыгрывании бессмыслицы.

 

Перифраза(греч. околичная речь) - замена прямой, короткой речи, даже одного слова, пространными оборотами.

 

Профессионализмы - слова и выражения, свойственные речи какой-либо профессиональной группы (напр., ""на-гора"" в речи шахтеров).

 

Сино́нимыв лингвистике — слова одной части речи, различные по звучанию и написанию (ср. омонимы), но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение

 

Такт(французский tact или немецкий Takt, от лат. tactus — прикосновение, осязание, чувство) - чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к кому-либо; умение держать себя подобающим образом.

 

Этикет(от французского etiquette) - означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе.

 

 

Литература

 

  1.  Бесова М. «Познавательные игры для младших школьников от А до Я». Ярославль, 2004 г.
  2.  Волина В.В. «Веселая грамматика». М., «Просвещение», 1997 г.
  3. Гребенкина Р.Т., Кочкина А.И., Малинина О.П. «Развитие связной речи в начальной школе». С-Петербург, 2000 г.
  4.  Журналы «Начальная школа». 
  5. Канакина В.П. «Учусь работать самостоятельно». Дидактический материал по русскому языку. М., «Новая школа», 1996 г.
  6. Крепких Т. А. , Нарушевич А. Г.Соболева О. Л. « Универсальный словарь русского языка»/ Начальная школа  У59. М. АСТ- ПРЕСС КНИГА,   Орфография, Фразеология. Этимология. Синонимы,  антонимы. Толкование слова.
  7. Ладыженская Т.А. «Речевые секреты». М., «Просвещение», 1992 г. и 1994 г. «Детская риторика», «Школьная риторика» Дрофа 1996 г. М.С-Инфо-Баланс    2003 г., «Речевые уроки». М., «Просвещение», 1995г.
  8. Львов М.Р. «Школа творческого мышления». М.,  «Дидакт», 1993 г.
  9. Науменко Г. «Чудесный короб». Сборник детского фольклора. М., «Детская литература», 1988 г.
  10. Неусыпова Н.М. Толковый словарик русского языка». Пособие для учащихся начальных классов. Антал, 1992 г.
  11. Новотворцева Н.В. «Развитие речи детей». Популярное пособие для родителей и педагогов. М., 1995 г.
  12. Сагирова О. «Русский язык с увлечением». Екатеринбург, 2003 г.
  13. Узорова О.В., Нефедова Е.А. «Практическое пособие по развитию речи», «Сценки-минутки на школьном уроке». М., 2003 г.
  14.  Шкатова Л.А. «Подумай и ответь». Занимательные задачи по русскому языку 5-7 класс. М., «Просвещение», 1989 г.

Интернет ресурсы:

 

http://www.koryazhma.ru/articles/etiket

http://festival.1september.ru/articles/

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Материал для проведения занятий.

 

1.  Составьте из данных слов предложения, чтобы получился текст.

 

     Живёт, большого, белка, дупле, дерева, рыженькая.

     Гнёздышко, а, птичка, в, его, ветвях, маленькой.

     Целый, они, день, хлопочут.

     Червяков, а, птичка.

     В, ночной, лесу, час, затихают, шум, и, возня.

     Всем, и, птичка, песню, лесным, жителям, колыбельную, поёт.

 

2.  Из слов каждой строчки составьте и запишите предложения.

 

     Мама, аквариум, с, рыбкой, подарила, Виталику.

     У, жил, Виталика, Мурзик, котёнок.

     Котёнок, серый, и, пушистый, был.

     Очень, любил, Мурзик, рыбку, смотреть, на.

 

 

3.  Раздели текст на предложения.

 

     Стояла глубокая осень лес выглядел хмурым каждый день шёл дождь ползли низкие тучи журавли и аисты давно улетели на юг пусто и уныло в лесу.

     Хмурится осень зарядили холодные дожди налетел порывистые ветер нет больше цветов только сухие стебли торчат покинули лес звонкие птицы.

 

4.  Отредактируй.  Найди в тексте повторяющуюся мысль.  Запиши в исправленном виде.

 

Трудное плавание.

     Корабль плыл по бурному морю.  Вокруг поднимались высокие гребни волн.  Корабль их рассекал своим килем.  На море было сильное волнение.  Скоро мог начаться настоящий шторм.

 

5.  Прочитай внимательно четверостишие, запомни.  Напиши по памяти.

      Осинку украсила осень.

      Осинка мне нравится очень.

      Она позолотой блистает,

      Одно только жаль – облетает…

                                          В. Лунин

 

 

6.  Подбери синонимы.

     Источник,

     Плут,

     Ровесник,

     Мокрый,

     Душистый,

     Забава,

     Холодный,

     Родина,

 

 

7. Восстанови текст по плану, предложениям, заголовку.

 

 

Котята.

     Котятки наедаются и засыпают.  А кошка убегает искать своим малышам пищу.

     У нашей кошки шесть котят.  Они очень хорошенькие и пушистые.  Малыши живут в кухне на печке.

     Маленькие слепые котята пищат, ищут мать.  Им есть хочется.  Кошка ложится на бок.  Котята подползают к ней.  Они хоть и слепые, но умеют находить мать.

     Они слышат её голос и носом чуют её запах.  Кошка кормит котят своим молоком.  Котята сосут и чмокают.

     Кошка бегает худая, голодная ищет пищу.  Хищница ловит мышей, птичек и ест их.  Когда она сыта, у неё много молока.  Тогда она бежит в кухню, прыгает на печку.

 

План:

1.  Сколько котят у кошки?

2.  Для чего кошка-мама много ест?

3.  Как слепые котята находят мать?

4.  Что делает кошка, когда котята наедятся?

 

8.  Раздели текст на части.  Обозначь абзацы.  Составь план.

 

     Однажды, нырнув особенно глубоко, я вдруг увидел железную клетку, похожую на птичью! Я подплыл ближе, в клетке были рыбки! Я подхватил клетку и вынырнул из воды.  На берегу разглядел находку.  Клетка оказалась рыболовным садком, дверца садка закрыта на защёлку.  В садке пять ершей.  Кто их запер и зачем опустил на дно? Ершей я выкинул в воду, а садок забрал в деревню.  Там и нашелся его хозяин – дед Степан.  Оказалось, что этот садок он потерял ещё в прошлом году! Наловил живцов-ершей, посадил их в садок, привязал садок на бечёвку и опустил с лодки за борт.  Но бечёвка перетёрлась и садок вместе с ершами утонул.  Так и просидели ерши в клетке под водой целый год!

 Как они жили взаперти и чем питались – неизвестно.  Но значит, питались, раз жить остались   (Н.  Сладков)

 

9.  Отредактируй.  Замени повторяющиеся слова синонимами.

     Медведь подошёл к большому дубу.  Медведь засунул лапу в дупло.  Медведь зачерпнул пригоршню мёда.  Пчёлы начали кусать медведя.  Медведь побежал к речке. 

 

10.  Отредактируй.  Запиши повторяющиеся слова синонимами.

 

     Маша рассказала нам о своём летнем отдыхе.  Сначала девочка рассказала о поездке на дачу.  Потом она рассказала про путешествие на машине в Крым.  Маша рассказала о Крымских горах и о Чёрном море.  Она рассказывала целых полчаса. 

 

11.  Подбери синонимы.

     Смешной,

     Беспокоиться,

     Спешить,

     Заглядеться,

     Белый,

     Красный,

     Лиловый,

     Зелёный,

 

12.  Подбери антонимы.

 

     Родина –

     Жёсткий –

     Город –

     Помогать –

     Лентяй –

     Делать –

 

 

13. Внимательно прослушайте слова, постарайтесь их запомнить (учитель произносит слова 2-3 раза).

 

     Чернеть, кошачий, змеиный, темнеть, пчелиный, синеть, лебяжий, белеть, скворцовый, краснеть.

 

Ответьте на вопросы и выполните задания.

1)  Сколько слов было названо?

2)  На какие группы можно разделить все эти слова?

3)  Какое слово было произнесено первым?

4)  Напишите по памяти имена прилагательные.

5)  Напишите по памяти глаголы.

6)  Подчеркните орфограммы, объясните их написание.